2013-08-18
В столярном деле обучение самоконтролю. Практика подготовки столяров показывает, что одной из причин неудовлетворительной постановки обучения учащихся самоконтролю во время занятий в учебных мастерских является недостаточная разработанность его методики.
2013-08-17
Процесс изготовления изделия. Одним из ведущих условий обучения планированию является формирование умений по самоконтролю.
2013-08-17
Компоненты ориентировочной основы. При построении алгоритмов, так же как и при планировании трудового процесса, учебная деятельность расчленяется на элементарные операции, выявляются условия, в которых эти операции должны применяться.
|
Дата написания:2013-08-17
Читать полную статью.
Информация о авторе.
Скачать источник.
Способы обучения алгоритмам.
Под формой планирования понимается характер разработки и способ изложения материала в плане. По этим признакам различают три формы планирования: схематичное, развернутое и оперативными формулами.
Затем следует переходить к развернутому планированию. После того как учащиеся приобретут достаточные навыки в выполнении отдельных приемов, можно разрешить им планировать оперативными формулами, т. е. укрупненно в виде целых комплексов привычных действий. При выполнении комплексных работ сначала можно допустить схематичное планирование, затем сразу переходить к планированию оперативными формулами. Такой подход объясняется тем, что если учащиеся научились подробно планировать выполнение отдельных операций, то при изготовлении изделия, для выполнения которого используются эти операции, нет необходимости в развернутом планировании.
При обучении учащихся планированию личной трудовой деятельности следует учитывать, что не все виды деятельности планируются. Могут быть действия, которые спланировать нельзя или просто нет необходимости. К ним относятся следующие виды трудовой деятельности:
- незнакомые виды деятельности, к которым учащиеся недостаточно подготовлены для достижения поставленной цели;
- хорошо известные, установившиеся и закрепившиеся умения или виды деятельности учащихся, которые обдумывались прежде и отработаны до автоматизма. Привычные, известные и хорошо усвоенные умения не планируются, а подбираются к предстоящей деятельности в виде готовых образцов или формул действия;
- простейшие действия, которые ясны без плана и не требуют специального обдумывания, а опираются на производственный опыт рабочего и определяются субъективными условиями деятельности (например выбор заготовки, если она выдается, получение инструмента, включение станка).
К этим видам следует отнести такие действия, которые полностью спланированы другим человеком (технологом, мастером). 15 этих случаях учащиеся только осмысливают задачи.
Отличительной особенностью планирования учащимися на занятиях в учебных мастерских по сравнению с планированием кадровым рабочим своей трудовой деятельности на предприятии является то, что, с одной стороны, многие действия, которые рабочим не планируются, ученик должен планировать:
- Содержание трудовой деятельности.
- Последовательность действий при построении трудовых процессов.
- Практические действия.
- Элементы умственных операций и виды планирования.
- Организация рабочего места и своего труда.
- Выявление способов самоконтроля действий и результатов труда.
- Определение времени на изготовление изделия.
- Выполнение и самоконтроль технологического процесса и результатов труда.
- Контроль изделия по всем показателям.
- Определение совокупности и последовательности движений и действий на рабочем месте.
- Определение режима работы исполнителя и машины. Размещение предметов и средств труда (планирование организации рабочего места).
- Изучение точности изготовления, предельных отклонений (планирование самоконтроля).
- Расчет времени на выполнение операций и этапов работы (планирование времени).
- Самоконтроль с помощью инструмента и сенсорных операций (допланирование и перепланирование).
- Установление характера отклонений изделия от технических условий и образца. Корректирование трудового процесса (анализ плана, допланирование и перепланирование).
- Размещение и закрепление предметов и средств труда. Расположение корпуса, ног, рук и усилий при работе (стойка, хватка, нажим и координация движений работающего).
- Подготовка инструмента и приспособлений для самоконтроля.
- Преодоление сопротивления материала, трения и массы инструмента.
- Хватка и направление инструмента.
- Координация движений.
- Приемы измерения и контроля различными инструментами.
Подробнее...
|